Слушания
Взносы в фонд капитального ремонта
Прошу Киберсуд высказать консультационное мнение по вопросу о том, насколько соответствуют конституционному принципу равноправия граждан действующие законодательные установления на федеральном и местном уровне, регламентирующие различные сроки и обязанности граждан по оплате взносов граждан-собственников жилья в фонд капитального ремонта многокрартирныхдилых домов.
Дано: статья конституции 19, ч. 2 гарантирует равенство прав вне зависимости от места проживания (в том числе) людей и граждан РФ. Статья 169 ч. 3 ЖК определяет: "Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом".
Вопрос 1. Связав две указанные статьи ЖК и КРФ означает ли, что у граждан обязанность уплаты взносов должна возникнуть вне зависимости от места проживания ПО ИСТЕЧЕНИИ 8 МЕСЯЦЕВ (далее по тексту). Означает ли, что если в регион.законе установлен другой срок, то эта норма противоречит конституции? И ещё. конституция статьёй 19 защищает права человека и гражданина, а что делать с юридическими лицами, являющимися собственниками жилья: для них когда обязанность возникает?
Примечание: Я считаю, что понятие "право" человека и гражданина является смежным понятию "обязанность". Т.е. если есть "обязанность платить" и указано, что она возникает тогда-то... то есть одновременно право соблюдать эту обязанность в объёме, размере и порядке, не более и не хуже, чем она установлена законом, в данном случае более "главным" ФедЗаконом. Если не прав - поправьте, пожалуйста. -
Вопрос 2. Точно так же в отношении сроков принятия решения общим собранием собственников на многоквартирном доме по вопросам формированию фонда кап.ремонта: ФЗ говорит о 6 месяцах, а РегЗакон (например) о двух. Так какая норма "правильная" для определения срока на конкретном доме в регионе?
Примечание: Изменения ЖК РФ (внесённые в конце 2013 года) в отношении сроков в статьях 169 и 170 приняты были под упорными просьбами граждан о том, что прописанные ранее сроки (2 месяца на принятие решения) не позволяют полноценно провести общее собрание на МКД, а если дом большой, то и после очного голосования (99% неудачного) - заочное. А с учётом того, что для принятия решения по вопросам, связанным с кап.ремонтом необходимо 2/3 положительных голосов от общего числа собственников, то в указанных ранее сроках - это было в подавляющем большинстве случаев просто нереально. Плюс власти позаботились, чтобы собрания необходимо было проводить в САМОЕ неудобное время - в новогодние праздники. С введением "поправок" в ЖК, увеличивающих сроки, прямолинейная трактовка положений изменённых статей при том, что региональное законодательство не изменяется, совсем никаких положительных моментов, улучшений в действующую ситуацию не приносит: особенно статья 169. Возникает обывательский вопрос: "а в чём тогда был прикол с изменениями, если ничего не поменялось?". Извините, что вынужден по-простому, но многие граждане рассужадют именно так.
Спасибо.
Очень жду ответа.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Комментарии
CS-01
Дата: 27.01.2014, 12:37
Уважаемый Александр!
1. Принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования ремонтных работ устанавливать различия в порядке оплаты этих работ, осуществляемых в разных условиях по экономическим, климатическим и географическим обстоятельствам, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют социально значимым целям сохранения и содержания жилищного фонда. Такие различия, основанные на специфических требованиях безопасности, связанных с определенными ремонтно-строительными работами в интересах группы жителей не является дискриминацией конкретного лица по признаку его места жительства. Обязанность уплаты взносов возникает в равной степени у каждого из жителей, находящихся в одних и тех же условиях населенного пункта. Она определяется необходимостью заблаговременного финансирования работ с учетом факторов износа и пригодности систем жизнеобеспечения и технической безопасности жилищ в конкретной местности. Степень критичности и характер ремонтно-строительных работ в каждом случае разный и, следовательно, установление местными органами власти особенностей порядка расчетов для жителей – собственников жилья их региона, является вполне оправданной и естественной мерой рационального хозяйствования и муниципального управления. По смыслу ч. 3 ст. 169 ЖК России общим для наступления обязанности по уплате взносов является 8-месячный срок, который допускается сокращать («если более ранний срок не установлен») законом субъекта Российской Федерации. Причем это допущение действует на всей территории по кругу всех лиц, независимо от их местожительства. Следовательно, федеральный закон в полной мере соответствует конституционно-правовой норме о защите личности от дискриминации в правах и нет никаких оснований считать, что разные сроки оплаты капитального ремонта в разных местностях, нарушают принцип равноправия граждан. Если в региональном законе субъекта Российской Федерации установлен срок возникновения права, сокращенный по сравнению с пределом установленным федеральным законодательством, то это ни в чем не противоречит конституции и законодательству.
2. Что касается обязанности юридических лиц по уплате взносов на капитальный ремонт то, она возникает в том же порядке и в те же сроки, поскольку в статье 169 ЖК говорится о «собственниках помещений», без различия их по категориям физических и юридических лиц. В данном случае возникновение обязанности по оплате ремонта у них одинаково, и независимо от вида личности собственника. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК).
3. В отношении сроков принятия решения общим собранием собственников на многоквартирном доме по вопросам формированию фонда капитального ремонта ч. 5 ст. 170 ЖК устанавливает предельный срок («но не более чем шести месяцев»). Следовательно, этот срок может быть уменьшен «в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта».
4. Вопрос о том, почему именно так, а не иначе решил законодатель, Киберсудом не обсуждается, поскольку Киберсуд не обладает компетенцией de lege ferenda (возможного или предполагаемого права