КиберСУД

Слушания

Здесь Вы можете обратиться к киберправосудию

Банковские вклады за рубежом и правопреемство России

Внешнеторговая Ассоциация "Казахстан" была создана в 1989 г. в столице Казахской ССР  в  г.Алма-Аты  для осуществления экспортно-импортных операций в области агропромышленного комплекса и здравоохранения Казахской ССР. В 1994 г. она была перерегистрирована в ТОО «Внешнеторговая фирма Алем-Контракт» и в этом виде жива до сих пор. До 1992 г. денежные его средства хранились во «Внешэкономбанке СССР» (ВЭБ СССР), правопреемником которого является Внешэкономбанк в нынешнем виде. А учет его денежных средств,  их движение  по торговым операциям  велось в филиале ВЭБа СССР  в «Казвнешэкономбанке» по месту нахождения истца в г.Алма-Ата. Этот банк по своим функциям   представлял из себя расчетно-кассовый центр и своих денежных средств и валюты  не имел. Правопреемником этого банка является АО «Банк ТуранАлем» (АО «БТА Банк»).

       По решению Правительства СССР  в 1991-1992 гг. средства и валюта, находящиеся  на внешних корреспондентских счетах   ВЭБ СССР, были направлены на погашение внешнего  долга СССР. Для урегулирования вопросов внешнего и внутреннего долга бывших союзных республик был создан Межгосударственный Совет. В соответствии с решением которого распоряжением № 119-а от 17.12.1991г. впредь, до особых распоряжений, были приостановлены все виды платежей за границу в свободно конвертируемой валюте, а остатки на кор.счетах Казвнешэкономбанка и других ВЭБ СССР заблокированы.

         В связи с последующим распадом СССР и фактической национализацией бывшими Республиками Союза ССР филиалов «Внешэкономбанка СССР», приказом последнего от 11 марта 1992 г. № 16 принято решение о ликвидации учреждений на территории бывших республик  филиалов банка «Внешэкономбанка» с составлением ликвидационных балансов.

        Россия являлась   правопреемником-продолжателем СССР, что было закреплено в  десятках  международных договоров. Под этим понятием в доктрине международного права понимается продолжение одним государством (государством-продолжателем), в данном случае Россией, осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств (куда и входит долг Внешэкономбанком СССР юридическим лицам) другого государства, в данном случае бывшего СССР. Поэтому Россия приняла на себя долговые обязательства вместе с имуществом ВЭБа СССР. К концу 1993 г. все обязательства (валютный долг Парижскому клубу, вклады физических лиц и т.д.) были разрешены  заключением международных договоров с бывшими Республиками СССР и разделения между ними долга пропорционально. Только не  был решен до конца  долг банка юридическим  лицам, которые остались на территории бывших республик  СССР. 

          22 мая 1997 г. между «Внешэкономбанком СССР» и ЗАО «Банк ТуранАлем» в г.Москве было подписано соглашение о ликвидационном  балансе по операциям «Казвнешнеэкомбанка СССР», которым подтверждено сальдо в пользу  ЗАО «Банк ТуранАлем»  на сумму 49.283 000  долларов США. Куда входил так же долг  Внешэкономбанка ТОО Внешнеторговая фирма Алем-Контракт».

      Однако после этого договор между  Казахстаном и Россией подписан не был, Внешэкономбанк отказался платить деньги, ссылаясь на отсутствие договора. Почему?? Да потому что такое время было. Минфином РФ руководили младшие научные сотрудники - соратники Гайдара, которые умели с долгами России работать продуктивно. Поэтому они безмотивно, просто не хотели долг отдавать, страна продолжала быть не правовым государством  и   призвать их к порядку было некому. А за юридических лиц некому было заступиться. Долг то – не государственный, и поэтому Украине и Казахстану не было до этого дела. 

         ТОО Внешнеторговая фирма Алем-Контракт» судилась в 1997 г. с банком БТА, в 2008 г. с Правительством Республики Казахстан о возврате этого денежного долга. Отказ суда был мотивирован отсутствием  договора между Казахстаном и Россией по этому  поводу.

      Россия так же отказалась  выплачивать этот банковский долг Внешэкономбанка. Последний ответ   был из   Министерства Финансов РФ  в июне 2013 г. о том, что эти деньги Россия и Внешэкономбанк не использовали, и нет оснований  их выплачивать.

       В сентябре 2013 г.  состоялось заседание  Арбитражного суда г.Москвы по иску ТОО Внешнеторговая фирма Алем-Контракт к Внешэкономбанку о взыскании коммерческой задолженности в сумме 7.168.353 долларов. В удовлетворении  отказано по основаниям,  сродни  расистским, - в связи с тем, что  «не доказано наличие обязанности ответчика  как резидента Российской Федерации вернуть  банковские  вклады по ранее заблокированным счетам Внешэкономбанка СССР средствам юридических   лиц, созданным и зарегистрированным  на территории союзных республик». Правопреемство просто не рассматривается судом. Мотивировка такого  решения была юридически не просто незаконна, а  просто безобразная!!! 4 декабря 2013 г. апелляционная инстанция оставила решение в силе. Дальше – уже пойдет «по накатанной»!! Опытные юристы-судебники  это знают.

      При написании иска,  помимо других статей гражданского законодательства РФ, обязывающих возвращать банковский долг в виде коммерческой задолженности,  была ссылка   на ст.35 Конституции РФ,    ч. 2 ст.17 Всеобщей декларации прав человека, - «никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.  Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд  может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

    Прошу мнения опытных юристов о том, что  делать дальше, каких путем идти и как оценить эту ситуацию?  

×
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.

 

Комментарии

Already Registered? Login Here

CS-01

Дата: 09.12.2013, 06:30

В связи с Вашим обращением КиберСУД сообщает:
Российская Федерация обладает статусом государства-продолжателя СССР, который, в частности был закреплен, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 г., совместной декларации Российской Федерации и Великобритании 1992 г., а также официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 г. государства-члены Европейского Союза признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией».
Статус России как государства-продолжателя СССР констатируется во многих действующих международных договорах Российской Федерации, об инвентаризации договорно-правовой базы между Россией и иностранными государствами, например, в межправительственных протоколах с Румынией, Македонией, Кипром, Хорватией, Чехией, Словакией, Данией, Грецией, Венгрией, в Договоре между Российской Федерацией и Королевством Бельгия о согласии и сотрудничестве от 8 декабря 1993 г., Договоре между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г., Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 г., Соглашении между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством об учреждении в Российской Федерации Постоянного представительства агентства от 10 апреля 1995 г. и др.
Статус государства-продолжателя СССР выражается в продолжении Россией членства Советского Союза в международных организациях. Этот статус в рамках Содружества закреплен за Россией решением Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 г. В письме Президенту России от 24 декабря 1991 г. сообщается, что это решение было разослано Генеральным секретарем ООН всем членам Организации с замечанием, что оно «констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН». Аналогично продолжено членство России в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне - ОБСЕ) в соответствии с вербальной нотой МИД России от 6 января 1992 г.
Правовое оформление того, что Россия является не просто правопреемником, а государством-продолжателем СССР, имеется и в российском законодательстве, например, в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", в Указах Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. № 472 «О выполнении Российской Федерацией межправительственных соглашений о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций за рубежом» и от 8 февраля 1993 г. № 201 «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» и др.
В отличие от России, Казахстан не обладает статусом продолжателя СССР, он является государством-правопреемником СССP, и признан международным сообществом именно в качестве такового. Он вступал в международные организации как новое независимое государство, заявлял о правопреемстве в отношении устраивающих их международных договоров СССР или присоединении к ним, устанавливал дипломатические и консульские отношения с иностранными государствами и т.д.
В связи с изложенным все права и обязанности бывшего СССР принадлежат Российской Федерации, за исключением тех, которые были изменены последующими международными договорами, касающимися понимания и применения прав и обязанностей бывшего СССР к государствам правопреемникам. Исходя из того, что Россия является не просто правопреемником, а продолжателем СССР, регулирование вопросов разграничения государственной собственности, а также личной и общественной собственности юридических и физических лиц, находившейся ранее под юрисдикцией Советского Союза в настоящее время принадлежит Российской Федерации.
Учитывая, что регулирование раздела активов Внешэкономбанка между государствами правопреемниками до настоящего времени не осуществлено и сохраняется правовая неопределенность в отношении вкладов и долгов, не существует соответствующего договора между Российской и Казахстанской стороной, следовательно, в этой части сохраняет свою силу советское законодательство. Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в законную силу с 3 августа 1992 г. защищается право собственности, в том числе в отношении банковских вкладов, предусмотрено, что исковая давность не распространяется на требования по банковским вкладам (ст. 43 Основ). Тот факт, что действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик на территории Российской Федерации было прекращено с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ, не меняет продолжения правоотношения, связанного с банковскими вкладами и долговыми обязательствами банка. Защита советских банковских вкладов в сфере российской юрисдикции продолжается согласно основным принципам российского материального права о защите собственности, в частности, на основании ст. 208, п. 1 ст. 209, ст. 834-860 ГК России.

Поскольку Внешэкономбанк признает наличие денежных средств зарубежных вкладчиков, находящихся на его счетах со времени СССР, а исчерпывающего законодательного и международно-правового решения о порядке погашения названных долговых обязательств не имеется, то право юрисдикции по этому вопросу принадлежит российскому суду, применительно к каждому соответствующему деликту или правоотношению в силу конституционной самостоятельности и независимости судебной власти России.

  • 0
В связи с Вашим обращением КиберСУД сообщает: Российская Федерация обладает статусом государства-продолжателя СССР, который, в частности был закреплен, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 г., совместной декларации Российской Федерации и Великобритании 1992 г., а также официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 г. государства-члены Европейского Союза признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией». Статус России как государства-продолжателя СССР констатируется во многих действующих международных договорах Российской Федерации, об инвентаризации договорно-правовой базы между Россией и иностранными государствами, например, в межправительственных протоколах с Румынией, Македонией, Кипром, Хорватией, Чехией, Словакией, Данией, Грецией, Венгрией, в Договоре между Российской Федерацией и Королевством Бельгия о согласии и сотрудничестве от 8 декабря 1993 г., Договоре между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г., Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 г., Соглашении между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством об учреждении в Российской Федерации Постоянного представительства агентства от 10 апреля 1995 г. и др. Статус государства-продолжателя СССР выражается в продолжении Россией членства Советского Союза в международных организациях. Этот статус в рамках Содружества закреплен за Россией решением Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 г. В письме Президенту России от 24 декабря 1991 г. сообщается, что это решение было разослано Генеральным секретарем ООН всем членам Организации с замечанием, что оно «констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН». Аналогично продолжено членство России в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне - ОБСЕ) в соответствии с вербальной нотой МИД России от 6 января 1992 г. Правовое оформление того, что Россия является не просто правопреемником, а государством-продолжателем СССР, имеется и в российском законодательстве, например, в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", в Указах Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. № 472 «О выполнении Российской Федерацией межправительственных соглашений о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций за рубежом» и от 8 февраля 1993 г. № 201 «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» и др. В отличие от России, Казахстан не обладает статусом продолжателя СССР, он является государством-правопреемником СССP, и признан международным сообществом именно в качестве такового. Он вступал в международные организации как новое независимое государство, заявлял о правопреемстве в отношении устраивающих их международных договоров СССР или присоединении к ним, устанавливал дипломатические и консульские отношения с иностранными государствами и т.д. В связи с изложенным все права и обязанности бывшего СССР принадлежат Российской Федерации, за исключением тех, которые были изменены последующими международными договорами, касающимися понимания и применения прав и обязанностей бывшего СССР к государствам правопреемникам. Исходя из того, что Россия является не просто правопреемником, а продолжателем СССР, регулирование вопросов разграничения государственной собственности, а также личной и общественной собственности юридических и физических лиц, находившейся ранее под юрисдикцией Советского Союза в настоящее время принадлежит Российской Федерации. Учитывая, что регулирование раздела активов Внешэкономбанка между государствами правопреемниками до настоящего времени не осуществлено и сохраняется правовая неопределенность в отношении вкладов и долгов, не существует соответствующего договора между Российской и Казахстанской стороной, следовательно, в этой части сохраняет свою силу советское законодательство. Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в законную силу с 3 августа 1992 г. защищается право собственности, в том числе в отношении банковских вкладов, предусмотрено, что исковая давность не распространяется на требования по банковским вкладам (ст. 43 Основ). Тот факт, что действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик на территории Российской Федерации было прекращено с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ, не меняет продолжения правоотношения, связанного с банковскими вкладами и долговыми обязательствами банка. Защита советских банковских вкладов в сфере российской юрисдикции продолжается согласно основным принципам российского материального права о защите собственности, в частности, на основании ст. 208, п. 1 ст. 209, ст. 834-860 ГК России. Поскольку Внешэкономбанк признает наличие денежных средств зарубежных вкладчиков, находящихся на его счетах со времени СССР, а исчерпывающего законодательного и международно-правового решения о порядке погашения названных долговых обязательств не имеется, то право юрисдикции по этому вопросу принадлежит российскому суду, применительно к каждому соответствующему деликту или правоотношению в силу конституционной самостоятельности и независимости судебной власти России.

CS-01

Дата: 09.12.2013, 06:36

Спасибо киберсуду!!В общем то при подготовке иска была трезвая оценка этой ситуации именно с этой точки зрения.Вот как мне донести это мнение до сознания настоящего суда - самая важная проблема.

  • 1
Спасибо киберсуду!!В общем то при подготовке иска была трезвая оценка этой ситуации именно с этой точки зрения.Вот как мне донести это мнение до сознания настоящего суда - самая важная проблема.

CS-01

Дата: 09.12.2013, 07:19

Донести просто: Киберсуд вручит Вам письменное заключение, которое Вы можете представить в обычном суде в качестве мнения специалистов.

  • 1
Донести просто: Киберсуд вручит Вам письменное заключение, которое Вы можете представить в обычном суде в качестве мнения специалистов.

CS-01

Дата: 15.02.2014, 18:53

Отлично! Но интересно, будет ли это означать, что нынешние граждане России, перед 1991годом, проживающие на Украине и имеющие там на тот момент вклады СБ, могут обратиться за компенсациями? Но КУДА?Есть ещё ветераны войны, проживающие в Москве...

  • 0
Отлично! Но интересно, будет ли это означать, что нынешние граждане России, перед 1991годом, проживающие на Украине и имеющие там на тот момент вклады СБ, могут обратиться за компенсациями? Но КУДА?Есть ещё ветераны войны, проживающие в Москве...

CS-01

Дата: 16.02.2014, 08:11

Уважаемая Лариса,
Это мнение Киберсуда касалось только конкретного правоотношения ВЭБ. К Сбербанку оно не имеет никакого отношения. Однако случае конкретного казуса у граждан, названной Вами категории, Киберсуд вполне может рассмотреть соответствующее дело в порядке конксультации.

  • 0
Уважаемая Лариса, Это мнение Киберсуда касалось только конкретного правоотношения ВЭБ. К Сбербанку оно не имеет никакого отношения. Однако случае конкретного казуса у граждан, названной Вами категории, Киберсуд вполне может рассмотреть соответствующее дело в порядке конксультации.

Адрес киберсуда
НИИ государствоведения и 
местного самоуправления

119134, г. Москва, 
4-й Голутвинский переулок,
д. 1/8, стр. 5.
Тел.:  +7 (495) 909-81-55
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.